?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

EKOL6018
                                           (Автор фотографий: Евгений Колосков)

Прошлый мой фотопост был про Балтийск. А почему бы нам не перемахнуть через Балтийское море, прямиком в Швецию? Физически такую возможность не обеспечили, но в моём блоге творятся чудеса!

Пока я разбирал фотографии, терзался мыслью: «С чего бы начать?». А начать я решил и не с начала, и не со старого города Стокгольма с его шпилями, и не с королевского дворца, а со спальных районов. Достопримечательности — они в почти любой стране есть, а посмотреть как люди живут куда интереснее. Хотя нужно отметить, что в Стокгольме и в центре люди живут! В отличие от, например, Москвы, где в центральном округе смотришь на старинные доходные дома, а в большинстве подвесные потолки с встроенными галогенными светильниками на всех этажах. Никаких уютных занавесочек, абажуров, на подоконнике даже фикус не стоит, а лишь холодный свет. В Стокгольме в этом плане как‑то поживее… Думаю в постах про Швецию ещё ни раз будут прослеживаться аналогии с Москвой (по‑крайней мере тут несколько раз напрашивалось).

Сверху на фото, по‑моему, трогательная деталь. Это доска для афиш на станции Fisksätra Сальтшёбанана.
Какой-какой банан? — спросите вы.





EKOL6019

2. А вот какой! Saltsjöbanan (Сальтшёбанан) — это пригородная железнодорожная система между Стокгольмом и курортным приморским городком Saltsjöbaden (Сальтшёбаден). Путь был открыт в 1893 году, и до 1910 года по нему ходили паровозы, а после он постепенно электрифицировался. Большая часть пути пролегает в коммуне Nacka Стокгольмского лена (да, диковинные административные деления, лен — это вроде округов, геберний, а коммуны — муниципалитеты, органы местного самоуправления), где много спальных районов, которые мы рассмотрим. Но вначале, пользуясь случаем, расскажу про Saltsjöbanan поподробнее.




EKOL6828

3. Внутри вагоны выглядят так. На станциях нет никаких турникетов, и уж тем более — внутри вагонов. По составу проходит кондуктор, который говорит почти по‑русски: «Билеты дай» (по‑крайней мере на слух воспринимаемое именно так), пробивает бумажные талоны или считывает карточку аппаратом и говорит: «Так» — и идёт дальше.




EKOL7759

4. Пассажир. Эти мини дреды мне напомнили современные швабры, которые ещё о специальную корзинку на ведре отжимаются :)





EKOL6020

5. Меня умиляет эта ветка! Во‑первых, это красиво! Какие виды открываются из окон: то морской залив с белоснежными лайнерами и паромами, то марина с яхтами, то мощные скалы, то каменистые пейзажи с хвойными лесочками, то умилительные ухоженные домики… Смотреть одно удовольствие!
Во-вторых, потому что в детстве я жил на Филёвской (голубой) ветке Московского метрополитена. Та, как известно, почти вся открытая. На ней были самые старые поезда из эксплуатирующихся в метро — Ежи и Е‑шки. Они мне нравились больше всего. Увы их заменили. Они конечно изжили свой срок, но по мне было бы здорово, если бы сделали новые составы в стиле тех. Подобно тому как в США делаются пожарные машины: весьма традиционного вида с хромированными деталями, при этом с новейшим оборудованием.



EKOL6503

6. (Я какое-то лирическое отступление сделал. Поэтому, если вы сбились с нити моего рассказа, расшифровываю: я провёл аналогию между Saltsjöbanan и Филёвской веткой Московского метро. Основной посыл: очень трогательно, напоминает детство).




EKOL6520

7. Slussen — конечная станция Saltsjöbanan в Стокгольме, находится внизу многоярусной системы. Это мощный транспортно‑пересадочный узел, в паре минут пешком от старинной части города — Gamla stan.
По‑моему, Slussen заслуживает отдельного внимания, поэтому я напишу про него отдельный пост.
А сейчас покажу некоторые из хвалёных выше видов из окон Saltsjöbanan.




EKOL6515

8. Да, я уже говорил, у меня в блоге творятся чудеса — вот и сакуры уже зацвели…





EKOL6833

9.





EKOL6507

10. Кто-то на такой верхотуре живёт! Под этой скалой проходит тунель, из которого только что вынырнул поезд. А шоссе Länsväg 222 огибает эту глыбу.





EKOL6510

11. Интересно что некоторые платформы деревянные. Да, они пассажирские, действующие, постоянные. Уютно, красиво.





EKOL6505

12. Nacka Kyrka. Кирха в нео-готическом стиле, была построена в 1891 году. Архитектор — Gustaf Wickman.





EKOL6829

13. …и с другого бока.





EKOL6506

14.





EKOL6499

15. Вдоль пути очень много ухоженных домиков.
(Наверное, тут следует уточнить: если такую фразу сказать о России, то будет предполагаться, что встречается не один ухоженный домик, а какое‑то количество неприметно среди обычных — задрипанных. Но тут другая ситуация: не ухоженных — вообще нет, и я хотел сказать, что ухоженных домиков много. Ну вы поняли…)




EKOL6495

16. Среди моих фаворитов — вон тот домик!
Сидеть так на балкончике укутанным в пледе, попивать чаёк и смотреть на проезжающие поезда…




EKOL7306

17. Это тоже вид из окна поезда.





EKOL7308

18. …и это. До природы буквально рукой подать!





EKOL7307

19. В Швеции, в отличие от России, можно строить дома у берега не только чиновникам.





EKOL7292

20. Это опять станция Fisksätra (Фисксэтра). Станция, расположенная в 11,6 км. от Slussen, это расстояние поезд преодолевает за 20 минут.
Шрифт похоже этот, или какой‑то похожий Helvetica‑образный.





EKOL7296

21. Названия станций нарисованы вручную или обновлены красочкой. Что в любом случае умилительно.





EKOL7294

22. Почему-то платформу сделали на противоположной стороне от жилых домов, куда надо ходить через мост. Возможно раньше автомобильное движение было интенсивным, район строился в 70‑е, тогда ещё всюду в Европе бушевал автомобильный бум и часто приоритеты делали не в пользу пешеходов (как сейчас в России).




EKOL6014

23. Вид с моста. Обратите внимание, что тут одна полоса ж/д. И так почти на всей ветке, лишь кое‑где она раздваивается и поезда расходятся. А так они ходят по очереди в разные стороны с относительно большим интервалом.
Слева из‑за деревьев виднеется школа, а справа типовые жилые дома. Это такие хрущёвки по‑шведски. Правда квартиры там в разы больше: на кухне, в ванной хоть вальс танцуй!




EKOL6015

24. Этот мост весьма интересный: он раздваивается и идёт на разные уровни. Один — короткий путь в глубины района, второй к проходам к ближайшим домам и почти упирается в вход в торговый центр. Удобно по пути домой заскочить прикупить чего-нибудь. Внутри пара продуктовых магазинов: ICA — одна из самых популярных сетей в Швеции и арабский супермаркет. Нам второй даже больше приглянулся своим ассортиментом. Там очень много товаров из стран Ближнего Востока: бобовые разных цветов и размеров, батат…
В Fisksätra проживают представители более 70 национальностей. Шведов тут ещё поискать надо! Не то чтобы тут было опасно находиться, просто шведская мечта сейчас выглядит несколько иначе.



EKOL6202

25. Со стороны противоположный от жилой застройки.





EKOL6203

26. Сорока-белобока





EKOL6931

27. По левую сторону от Saltsjöbanan залив Lännerstasundet. Тут расположен островок Fisksätra, на который идёт пешеходный мост. Тут встречаются лавочки, места для пикников, а летом купаются аборигены.
(Наверное не нужно упоминать, что нигде ни соринки).




EKOL6022

28. Очень красивое дерево, явно тут за долго до строительства района. В Шведских дворах нет никаких автомобилей. В Fisksätra парковка тянется вдоль автодороги и Saltsjöbanan. А перед окнами уют и красота.





EKOL6920

29. Вид с веранды во двор. Как видите там столики со скамеечками, клумбы, деревца… Довольно типичный для Швеции двор. Обратите внимание, выходы из подъездов на уровне земли (без ступенек). В Московском правительстве задумались о том, что это облегчает жизнь маломобильным группам граждан совсем недавно и учли в разработке новых типовых домов. Да, я ведь уже говорил, что район Fisksätra построен в 70‑е? В Европейских странах, сейчас тенденции отошли от строительства и спальных районов, и панельных домов, и квартальной застройки. Поэтому, пожалуй, для Швеции это такой ретро район — своего рода музей модернизма. В Москве развитие жилой архитектуры дошло пока до этой фазы. Это называется «изобретение велосипеда» — нужно наступить на все чужие грабли, испытать на своей шкуре.



EKOL6925

30. В Fisksätra есть восьмиметровая скульптура, возведённая в 1975 году. Называется Arkitekta Skulpturum, автор Bertil Herlow Svensson (1929–2012). Ценителями творчества художника считается оной из самых лучших его конструктивистских работ.





EKOL6940

31. За районом всякие красоты природы — парк, выглядящий как девственный лес.





EKOL6932

32. Вся инфраструктура это асфальтовая дорожка и фонари.





EKOL6935

33. Ну ещё это… мост с изящными тонкими ножками. Правда ездит по нему 1,5 машины в час, потому что это не проходная через район дорога, а окружающая его. Не очень понятно зачем вообще это нужно, вероятно что бы рейсовый автобус объезжал весь район. Тут царит полная тишина.







34. На холме







35.





EKOL7122

36. Похожий пейзаж можно найти и в Подмосковье. Правда придётся изощрятся, чтобы мусор в кадр не попал. Но обычно когда уже дома разбираю фотографии, нет‑нет, а какой-то фантик от чипсов или покрышка найдутся на кадре.
Подозреваю, что шведские коллеги с такими проблемами за жизнь ни разу не сталкиваются.




EKOL6947

37. Вот мы медленно и добрели до городка Saltsjöbaden. Про него я сделаю отдельный пост, а сейчас затрону только многоквартирные дома. В Saltsjöbaden их мало, но несколько небольших квартальчиков имеются.
Обратите внимание, на знак. Такие в жилых районах везде. Физически проехать к домам можно, но тут так не делают.




EKOL6949

38. У подъездов велопарковки, а вместо автомобилей почти везде прекрасные клумбы, места для пикников, уютные беседки… В некоторых дворах бегают кролики.
Уют по‑шведски как‑то уж слишком отличается от уюта по-русски — с дворами заставленными автомобилями.


Спальные районы активно возводили в Швеции в 1950–1970 года, но с тех пор тенденции в жилищном строительстве в Скандинавских странах сильно поменялись. Сейчас кварталы одинаковых коробок не пользуются популярностью у шведов. Такой вид жилья считаются бюджетным, и заселён, преимущественно, иммигрантами.

Но думаю, такие районы превосходят мечты большинства выходцев из других стран. Квартиры там, чаще всего, большие и просторные, продаются они почти всегда с ремонтом, с сантехникой, даже с кухонной мебелью и необходимой бытовой техникой.

Предупреждаю, если вы посетите сайты Шведских агентств недвижимости, у вас может начаться депрессия. На них даже самые маленькие квартирки выглядят как мечта! Как-то так исторически, видимо, сложилось, что общепринято продавать недвижимость только в приличном состоянии. К тому же почти всегда в продаваемые квартиры приносят мебель специально для фото сессий, красиво раскладывают вещи, создавая атмосферу обжитости и уюта. Ну и, конечно же, делают очень качественную съёмку.

Потом можно заглянуть на отечественные сайты недвижимости и поплакать, глядя на кадры (чаще сделанные на телефон) на которых или обшарпанные квартиры с «стенками» и коврами или вульгарные — с арками, точечными светильниками и блестящими обоями.


Похожие посты:

Шведская мечта. Часть первая.
Шведская мечта. Часть первая.

Шведская мечта. Часть вторая.
Шведская мечта. Часть вторая.




Comments

( 4 comments — Leave a comment )
golovin1970
Nov. 26th, 2016 12:01 am (UTC)
Спасибо! Как ещё раз в Швеции побывал!
koloskov
Nov. 26th, 2016 04:34 pm (UTC)
Спасибо, а у вас лекции интересные. Честно говоря о гуманистическом обществе никогда не слышал до вчерашнего дня. Ютюб сбоку рекомендовал мне запись с конференции, послушал. Ваша (лично) точка зрения и позиция понравились, нашёл ещё выступления. Сидел, работал, краем глаза смотрел. Очнулся, а уже пол пятого утра.
golovin1970
Nov. 26th, 2016 10:15 pm (UTC)
Интересно, что ютуб рекомендует? На ютубе есть записи с разных конференций с моими выступлениями, но, подозреваю, Вам предложили смотреть запись с Дня Гуманизма 2015? Или я не прав?
Если Вы разделяете в целом те принципы, которые я излагал, предлагаю вам добавить себя в наши группы (Российского гуманистического общества) ВКонтакте и Фейсбуке. Здесь, в ЖЖ, тоже есть наша группа, но она не активна.
koloskov
Nov. 26th, 2016 11:21 pm (UTC)
Не угадали, порекомендовал запись с Дня Гуманизма 2016, потом уже и 2015, а после уже поискал.
Принял предложение, добавился.
Как-то не просто гуманистическое общество найти, на чёткий запрос выводится обществ 10, от общества Российского общества оценщиков до Российского библейского общества, а после уже то что надо.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com